Состояние и тенденции развития трудовой миграции в мире
Важнейший фактор, обусловливающий современную глобальную миграцию, связан с диспропорцией демографического развития. В последние годы население продолжает интенсивно увеличиваться.
Лидерами по численности мигрантов стали страны Азии, на которые приходится более 80 млн. мигрантов. В европейских странах проживает около 77 млн. мигрантов, в странах Северной Америки находятся около 18 млн. мигрантов, а в Африке более 10 млн. человек.
Сегодня страны, принимающие большой поток экономических мигрантов, применяют различные стратегии их отбора:
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Современные проблемы международной миграции 470 руб.
- Реферат Современные проблемы международной миграции 250 руб.
- Контрольная работа Современные проблемы международной миграции 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Использование балльной системы, позволяющей по нескольким критериям оценивать необходимость прибытия в страну тех или иных специалистов.
- Регулирование притока мигрантов через работодателя, который определяет необходимость конкретного работника с определенной квалификацией и заключает с ним трудовой договор. Для мигранта в дальнейшем это подразумевает возможность претендовать на оформление документов на проживание и работу в этой стране.
- Контроль потока мигрантов на этапе оформления документов на визу, когда находясь еще в своей стране, потенциальные экономические мигранты претендуют на получение различных типов виз, включая те, которые позволяют имкакое-то время работать в другой стране.
Замечание 1
Перечисленные стратегии могут реализоваться на практике как в самостоятельной форме, так и в сочетании друг с другом.
Проблема прав мигрантов
Начиная с конца XX века во многих странах все отчетливее стало проявляться несоответствие усложняющегося характера потоков мигрантов устоявшимся юридическим и институциональным системам, отвечающим за миграционные процессы. В области миграции произошла переоценка международных инструментов.
Исследования показали, что государственные органы в большинстве регионов мира недостаточно обеспечивают права мигрантов, что обусловлено ростом проявлений дискриминации, расизма, ксенофобии, унизительного и бесчеловечного отношения к мигрантам.
Во многих странах международная миграция ведет к:
- потере человеческих и трудовых ресурсов,
- развитию социально-политической напряженности,
- экономическому кризису.
В 1997 году Комиссия ООН по правам человека создала Рабочую группу экспертов по правам мигрантов, назначила Специального докладчика по правам мигрантов. Основная их задача: собирать всю информацию об имеющихся проблемах и препятствиях во всесторонней и эффективной защите прав человека мигрантов, разрабатывать и внедрять мероприятия по реализации, защите и пропаганде прав мигрантов.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Проблемы миграции населения 470 руб.
- Реферат Проблемы миграции населения 280 руб.
- Контрольная работа Проблемы миграции населения 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Во многих странах как государственные представители, так и общество считают, что защита прав человека мигрантов не является серьезной необходимостью, в отличие от соблюдения прав человека собственных граждан. В этих странах преобладают антииммигрантские настроения, мигрантам предписывается более низкий социальный и правовой статус.
Особую проблему представляет собой признание прав мигрантов, не имеющих соответствующих документов. В таких случаях государственные органы воспринимают признание прав мигрантов на права человека как подрыв права государства на реализацию и обеспечение законности. Наибольшее значение это приобретает в случаях, когда приоритетную роль в программах деятельности правительства занимает борьба с нелегальной миграцией.
Современные проблемы регулирования миграционных процессов
Миграционная политика характеризуется двойственностью, эта тенденция все более становится результатом современного этапа развития международной миграции. Многие развитые страны по отношению к международным мигрантам проводят все более жесткую и строго регламентированную миграционную политику, в которой включается система специальных мер, международных соглашений и законодательных актов в сфере регулирования миграционных процессов для достижения определенных экономических, демографических, геополитических и других целей.
Ты студент любого из вузов России? Приглашаем на платное интервью! Тема интервью — подготовка к сессии и проблемы, возникающие при этом Узнать подробности
Для современного этапа развития мировой экономики можно выделить международный, региональный и национальный уровни миграционной политики. Двойственный характер отчетливо проявляется на каждом уровне миграционной политики:
- на международном уровне двойственность становится результатом противоречий между основными интересами международных организаций и интересами отдельных стран;
- на региональном или межгосударственном уровне существуют противодействующие тенденции либерализации миграционных режимов в региональных интеграционных союзов и ужесточения миграционной политики в части граждан третьих стран (не входящих в данное объединение);
- на национальном уровне существуют противоречия демографических и экономических интересов, с одной стороны, и соображений социальной и политической безопасности, с другой).
Международная миграционная политика подразумевает то, интересам международных организаций или международного сообщества в целом часто противоречат национальные интересы отдельных государств. Вследствие этого множество принятых на международных конференциях документов и резолюций долгие годы могут оставаться не вступившими в силу из-за того, что их ратифицировало лишь незначительное число стран-участников таких договоров. Двойственный характер международной миграционной политики на региональном уровне выражается в нескольких аспектах:
- В современном мире активно развиваются процессы региональной интеграции и либерализации миграционной политики, в рамках отдельных региональных союзов увеличивается «прозрачность» границ, что обеспечивает свободу перемещения рабочей силы и населения стран-участниц сквозь государственные границы внутри таких союзов. Вместе с тем, многие страны мира принимают все более жесткие меры по отношению к иммигрантам из «третьих стран», что связано с разными аспектами обеспечения национальной безопасности (борьба с угрозой международного терроризма, повышение защищенности национального рынка труда).
- Задачи и интересы интеграционного объединения часто не совпадают или даже противоречат интересам его государств-членов. К примеру, Великобритании По данной теме мы уже выполнили курсовую работу
Великобритания подробнее с момента ее вхождения в зону ЕС в 1973 году имела особые ограничительные меры миграции, что впоследствии отразилось в отказе от подписания Шенгенского соглашения. Для североамериканской зоны свободной торговли (США, Канада По данной теме мы уже выполнили
творческую работу
Исследование страны Канада подробнее , Мексика) значительно упрощено передвижение трудящихся-мигрантов между Канадой и США, тогда как возможность трудовой миграции граждан Мексики в данные страны существенно ограничена.
Важной проблемой международной миграции становится двойственная миграционная политика государств, что зачастую приводит к непредсказуемым последствиям: двойственная политика, призванная контролировать последствия, не способна контролировать внутренние процессы нахождения граждан другого государства. Так, рост числа мигрантов в США из стран Латинской Америки По данной теме мы уже выполнили курсовую работу
Проблемы интеграции в Латинской Америке подробнее способствовал увеличению преступности. Кроме того, многие страны понимают, что впоследствии, множество рабочих мест и конкуренция в бизнесе будут заняты иммигрантами. Это может привести к снижению качества жизни, прежде всего, местного населения.
Самые большие проблемы международной миграции связаны с ее непосредственными причинами. Мотивы миграции носят субъективный характер и могут быть связаны с желанием улучшить свое экономическое положение или занимать перспективное положение в другой стране.
Судья не в курсе
В целом обманутых мигрантов в последние годы становится меньше, констатирует Коженов. С ним согласна и Роза Магомедова, адвокат правозащитного (признан иностранным агентом в РФ).
Вместе с тем российское правосудие остается весьма недружелюбным по отношению к приезжим. Так, продолжается практика массовых выдворений, когда судьи конвейерно рассматривают дела об административных правонарушениях. Например, в 2021 году было выдворено более 800 тыс. человек. Им запретили въезд в Россию минимум на три года.
Кроме того, активно заводятся дела о депортации (в отличие от выдворения, депортация не является видом наказания, а служит инструментом государственного воздействия). Согласно статистике МВД, за январь-февраль 2021 года было принято 805 решений о депортации, в 2020-м — 4691, в 2019-м — 5531, в 2021 году— 6010.
При этом в стране действует указ президента, который запрещает на время пандемии выносить решения о депортации и выдворении (документ был продлен до 15 июня 2021 года). Единственными, кого не касается указ, остаются иностранцы, вышедшие из тюрьмы, нарушившие законодательство о госгранице РФ, угрожавшие национальной безопасности, выступавшие за насильственную смену строя, поддерживающие террористов и участвующие в несанкционированных митингах.
Обратная отсылка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына
Резиновая зона: кто зарабатывает на организации нелегальной миграции
Россияне регистрируют в своих квартирах тысячи иностранцев
По словам Магомедовой, дела с участием мигрантов нередко рассматриваются небрежно: в зале отсутствует переводчик, затруднен доступ к адвокату, мигранты толпами сидят в коридоре и ждут, когда секретарь вынесет им готовые бумаги.
Кроме того, центры временного содержания (ЦВСИГ) вновь стали переполняться. Из-за закрытых границ мигранты проводят там существенно дольше положенных 10 дней.
— ЦВСИГ не предназначен, чтобы человек жил в нем годами, там даже две недели находиться трудно, — замечает Магомедова. — По-хорошему, человек должен оставаться в ЦВСИГ 10 дней с момента вступления в силу судебного решения. Но есть, например, граждане Туркмении, которые зависли в центрах с февраля прошлого года. При этом содержат мигрантов за счет российских налогоплательщиков.
Влияние мирового экономического кризиса на миграцию
В настоящее время можно говорить о следующих негативных последствиях влияния экономического кризиса на международных мигрантов:
- сокращение занятости в строительстве, обрабатывающей промышленности, розничной торговле и туризме;
- ухудшение условий труда и сокращение заработной платы из-за стремления работодателей к снижению затрат на рабочую силу;
- опасные проявления дискриминации международных мигрантов;
- увеличение незаконной миграции и усиление позиций неформального сектора экономики.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос