Как принять на работу гражданина Молдовы в 2021 году

Иностранная рабочая сила обычно стоит дешевле, чем труд россиян. Кроме того, иностранцы менее требовательны к условиям труда и быта, поэтому российские предприниматели охотно принимают на работу мигрантов. Однако процедура найма иностранных работников достаточно сложна, в связи с чем многие работодатели идут на риск и нанимают иностранцев нелегально. Поскольку за нарушение законов РФ предусмотрены серьезные наказания, следует выяснить, как должно происходить оформление гражданина Молдовы на работу.

Как происходит оформление гражданина Молдовы на работу

Трудоустройство иностранцев в России

С точки зрения условий жизни и размеров оплаты труда Россия весьма привлекательна для жителей СНГ и развивающихся стран. Поэтому тысячи иностранцев ежегодно прибывают в Российскую Федерацию на работу.

Чтобы не быть выдворенным из РФ, иностранец должен правильно, в соответствии с законодательством, оформить пребывание в России и факт работы на российской территории.

Ответ на вопрос о том, требуется ли разрешение на работу гражданам Молдовы, зависит от их статуса в России. Если у молдаванина оформлен вид на жительство, который выдается на 5 лет и может продлеваться по мере необходимости, получать дополнительное разрешение на работу не требуется.

По общему правилу иностранцы в Россию прибывают в визовом или безвизовом режиме.

Иностранцам из визовых стран устроиться на работу сложнее. Однако между РФ и Молдавией существует договор о безвизовом въезде. Жители этой республики могут приезжать в РФ на основании заграничного паспорта и находиться 90 дней в течение полугода.

Этот облегченный въезд не дает им автоматического права на работу. Для того чтобы его получить, нужно при пересечении российской границы указать цель прибытия «работа» и позже оформить специальный патент.

Если срок работы превышает стандартные 90 дней пребывания в России, иностранцу придется получить еще и разрешение на временное пребывание (РВП), которое выдается на срок до 3 лет.

Допустимая доля иностранных работников

Прежде чем взять иностранца на работу, надо убедиться, что вы вправе это сделать. Каждый год Правительство РФ публикует данные о допустимой доле иностранных работников по каждой из отраслей. Если для вашей сферы деятельности нет запрета на привлечение иностранцев — смело оформляйте документы.

Если у вас уже есть иностранные сотрудники, отслеживайте изменения квот. При снижении процента на следующий год вы должны привести численность иностранных работников на предприятии в соответствие с утвержденными Правительством РФ нормами. Иначе организации грозит штраф от 800 тысяч до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 45 тысяч до 50 тысяч рублей.

Доля не включает:

— иностранных граждан, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ);

— высококвалифицированных специалистов и членов их семей (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);

— граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Кроме допустимой доли, существует еще и квота. Она распространяется на иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы. Каждый год Правительство РФ определяет потребность в привлечении иностранцев из визовых стран.

Что необходимо молдаванину для работы в России

Проживание в странах СНГ дает заграничным работникам серьезное преимущество – на них не нужно получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Поэтому предприниматели охотно трудоустраивают таких людей.

Однако иностранному работнику необходимо подготовиться, например, выяснить, какие документы нужны гражданину Молдовы для работы в России.

Для трудоустройства молдаванам потребуется:

  1. Заявление.
  2. Паспорт.
  3. Патент на работу.
  4. Миграционная карта.
  5. Талон о постановке на миграционный учет.
  6. Полис медицинского страхования, который может приобрести сам иностранец или работодатель.
  7. Справка из медицинского учреждения об отсутствии опасных для окружающих заболеваний.
  8. Сертификат о знании русского языка, истории и законодательства России. Вместо этого документа можно предъявить диплом, выданный в СССР или в РФ.
  9. Трудовая книжка.
  10. СНИЛС.
  11. Документы об образовании.

Как получить патент на работу

Патент на трудовую деятельность

Перед тем как гражданину Молдовы устроиться на работу в России, следует получить патент на трудовую деятельность. Для этого нужно обратиться в ГУВМ МВД (бывшая ФМС) именно того региона России, где он собирается работать.

За пределами этой территории разрешение на трудовую деятельность является недействительным.

В Москве иностранцы могут обращаться в Единый миграционный центр.

Стоимость оформления патента, а также указываемую в нем информацию каждый регион РФ определяет самостоятельно.

Патент выдается на срок от 1 месяца до 1 года. Возможно и его продление, но следует учитывать, что работать на основании патента в одной компании более 2 лет нельзя.

Если иностранец желает продолжить работу, ему придется выехать за пределы России, въехать еще раз и получить патент в качестве вновь прибывшего лица.

Обратиться за патентом в ГУВМ МВД РФ следует в течение срок 30 дней от момента прибытия в РФ, иначе в регистрации не только откажут, но и еще оштрафуют.

Для организаций пошаговая инструкция по приему на работу граждан Республики Молдова выглядит следующим образом:

  1. Постановка на учет в ГУВМ в качестве работодателя иностранного лица.
  2. Проверка наличия у иностранца всех необходимых для трудоустройства документов и оформление недостающих.
  3. Прием нового работника в штат, подписание трудового договора.
  4. Регистрация работника на своей территории.
  5. Уведомление ГУВМ МВД о заключении трудового договора с иностранцем в течение 3 дней.
  6. Начисление и выплата налогов с заработной платы иностранного сотрудника.
  7. Своевременное увольнение мигранта с работы.
  8. Уведомление ГУВМ МВД о факте увольнения.

Таков порядок, установленный законодательством России.

Обратите внимание, что любые действия организации, нарушающие эти правила, приведут к штрафу до 1 млн рублей или административной приостановке деятельности на срок от 2 недель до 3 месяцев.

Заключение трудового договора

Перед заключением трудового договора гражданин Молдавии обязан изучить и подписать следующие документы:

  1. Коллективный трудовой договор.
  2. Правила внутреннего распорядка.
  3. Все внутренние документы.

Договор оформляется на русском языке. Заключать его с лицами моложе 18 лет запрещено.

Информацию о работнике в договор лучше всего переносить из патента на работу, так как данные в этих двух документах должны полностью совпадать.

Иностранцы из ЕАЭС

Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный главами России, Киргизии, Беларуси, Армении и Казахстана, обеспечивает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территориях этих стран. Это значит, что трудоустройство граждан ЕАЭС в России проходит в упрощенном порядке. Работодателю достаточно заключить с таким сотрудником трудовой или гражданско-правовой договор, направить в МВД уведомление о приеме на работу и поставить иностранца на миграционный учет, если он будет проживать в квартире, предоставленной работодателем.

Граждане Киргизии, Казахстана и Армении при въезде на территорию РФ могут не получать миграционную карту до 30 дней с даты пересечения границы и не вставать на учет. Но устраиваясь на работу, они обязаны предъявить карту в отдел кадров. Граждане Беларуси приезжают в РФ без миграционных карт и в течение 90 суток могут не стоять на мигучете.

Если иностранный гражданин из ЕАЭС заключил трудовой договор, то ему и членам его семьи на основании трудового договора и документов, подтверждающих родство, МВД продлит пребывание в РФ на срок свыше 90 суток. В случае досрочного расторжения договора после истечения 90 суток из 180 у иностранца есть еще 15 дней на заключение нового договора. Если не успел, обязан покинуть территорию РФ.

Востребованные в России профессии для молдаван

Молдавия и России долгое время находились в составе единого государства и население этих стран имеет сходный менталитет и уровень образования. Большая часть молдаван свободно владеет русским языком, поэтому им доступны почти все вакансии за исключением государственной и воинской службы.

Значительная часть молдаван в России устроена на рабочих специальностях, в частности, на стройках.

Рейтинг наиболее востребованных профессий в РФ выглядит так:

  1. Инженеры различных специальностей.
  2. Медицинский персонал.
  3. Квалифицированные рабочие.
  4. Специалисты IT.

Доступна молдаванам и работа по иным специальностям.

Определяем статус иностранного гражданина

Порядок и правила оформления иностранца на работу зависят от статуса иностранного гражданина в РФ. Статусов — три:

  • Временно пребывающий в РФ – гражданин другой страны, приехавший в нашу страну по визе либо без визы и находящийся в стране на основании патента или разрешения на работу.
  • Временно проживающий в РФ – гражданин другой страны, которому было предоставлено РВП (разрешение на временное проживание) сроком на 3 года.
  • Постоянно проживающий в РФ – гражданин другой страны, которому был предоставлен вид на жительство сроком на 5 лет или на основании договора ЕАЭС.

Далее мы подробно рассмотрим правила оформления на работу «временно пребывающих» иностранцев, как наиболее многочисленной и распространённой группы.

Документы, подтверждающие законность пребывания в РФ

Общая квота распределяется по субъектам РФ, а дальше – по профессионально-квалификационным группам в рамках конкретного региона. Количество разрешений, которые могут получить иностранные рабочие, зависит от множества факторов: социально-экономический климат региона, потребность в привлечении иностранных специалистов, наличие предприятий определенной отрасли.

Квоты на иностранных сотрудников

Итак, с работодателем, который озадачен тем, как поэтапно принять на работу нерезидента, мы разобрались. Чем же в это время занят сам нерезидент? Какие требования предъявляются к нему? Основная обязанность потенциального работника – оформить установленный перечень документов и предоставить их работодателю.

Минимальная зарплата не установлена для тех, кто едет из-за рубежа работать в «Сколково», а также для иностранцев, участвующих в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра в соответствии с законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2021 № 216-ФЗ.

Воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией по оформлению иностранца на работу:

Если иностранец подписывает трудовое соглашение с ИП или юр. лицом, он должен иметь, кроме патента еще и разрешение на трудовую деятельность.

Российское законодательство предусматривает несколько вариантов осуществления трудовой деятельности иммигрантов из Молдовы. К наиболее распространенным относятся:

  • Работа на основании полученного вида на жительство (ВНЖ);
  • Получение штампа или отдельного документа с разрешением на временное проживание, обеспечивающее дальнейшее устройство у работодателя (РВП);
  • Рабочая деятельность, совершаемая после оформления патента.

Процедура отправки уведомления не сложна. Работодатель в течение трех дней оформляет его и подает лично или посредством почты в ФМС (п. 4.7 ст. 13 Закона № 115).

Трудовая книжка заполняется дальше, если была еще начата в СССР. Для остальных работников заводятся новые книжки российского образца.

Оформление трудового договора российским работодателем

Ч. 5 ст. 18.9. КоАП РФ предусмотрена ответственность за непринятие работодателем мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина (лица без гражданства) в период его пребывания в России. На должностных лиц может быть наложен штраф до 50 000 руб., на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — до 500 000 руб.

Принять можете, иностранные граждане с видом на жительство могут работать в любом регионе РФ. В Москве он может сделать миграционный учет, так называемую временную регистрацию. Уведомление обычно подают по месту, где расположена организация, то есть в вашем случае – в Москве. Но лучше уточнить в МВД, так как везде свои правила.

Согласно показателям Росстата, количество вакансий, заявленных работодателями в государственную службу занятости, превышает число официально зарегистрированных безработных. Планируется прием сотрудника с видом на жительство, зарегистрированным в Московской области, а организация находится в Москве. Можем ли мы его принять? Нужно ли требовать от него регистрация в Москве? Мне нужно уведомлять московское увд или областное?

Важно! Иностранный гражданин из дальнего зарубежья с визовым контролем может получить рабочую визу только на основании приглашения от работодателя, которое высылается иностранцу.

В 2021 году для организаций, использующих иностранную рабочую силу, система квотирования заменена на патентную систему. Это означает, что для оформления на работу иностранца из ближнего зарубежья не потребуется получать квот на прием иностранных граждан и специальных разрешительных документов.

Рабочая сила в лице иностранных граждан обходится работодателям дешевле, чем в случае с россиянами. Также граждане ближнего зарубежья менее требовательны относительно условий быта и трудовой деятельности. Именно по этой причине выбор руководителей падает на иностранных лиц, в частности на жителей Молдовы.

Отделение ГУВМ МВД на территории района, куда прибыл иностранец, должно проставить отметку в миграционной карте, в отрывной части. Это станет подтверждением, что гражданин встал на учет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]