Разъяснения федерального закона № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»


Правила регистрации иностранных граждан по закону

Правила регистрации иностранных граждан по закону

По закону каждый иностранный гражданин, пребывающий на территорию России должен зарегистрироваться по месту временного пребывания, что прописано в статье 20 ФЗ №109. Независимо от того, с помощью какого вида транспорта мигрант пересекает границу, до прохождения таможенного контроля он должен заполнить миграционную карту. Она состоит из двух половинок, одна часть выдается на руки въезжающему, вторая остается на таможне и вносится в реестр.

Миграционная карта дает возможность пребывать в РФ до 90 дней. Если иностранец приезжает в страну с туристическими целями, и его срок пребывания не превышает 7 дней, проходить регистрацию не нужно. Процедура бесплатная и достаточно простая. Следует обратиться в региональное отделение ГУВД, заполнить заявление. С собой необходимо иметь паспорт, по которому иностранец пересекал границу, и миграционную карту. Также обязательным условием является присутствие принимающей стороны — лица, дающего согласие на регистрацию на личной жилой площади. Если гражданин регистрируется на собственной жилплощади, присутствие третьих лиц не нужно.

Все эти правила регулируются приложением к закону (Постановление Правительства РФ №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»).

Последние изменения, внесенные в 109 ФЗ

ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 30 июня 2006 года, а одобрен 7 числа следующего месяца после принятия. Также в это время были внесены коррективы в ФЗ 79. Подробности об этом в статье:

Закон направлен на соблюдение требований, которые выдвигаются Российской Федерацией в отношении каждого жителя. В ответ закон соблюдает права каждого на перемещение по стране, выборе города проживания или других свобод и прав человека.

Краткое содержание ФЗ 109:

  • Описание основных положений закона;
  • Перечисление должностей государственных служащих, которые занимаются миграционным учетом и определение их власти;
  • Описание процедуры постановки на учет жителей из-за рубежа по месту проживания;
  • Фиксирование жителей из-за рубежа о нахождении на территории Российской Федерации;
  • Описание оснований для привлечения к ответственности в случае нарушения ФЗ 109;
  • Описание заключительных положений.

Последние изменения в Федеральный закон № 109 были внесены 28 ноября 2015 года. Также правки вносились и в ФЗ 115. Подробности тут:

Были изменены следующие статьи:

Ст 20

Подпункт б п 1 ч 2 статьи 20 был изменен. В нем говорится о том, что иностранный житель не обязан регистрироваться в государственной службе в случае, если он проживает в гостинице или ему оказывают медицинскую помощь. Также он не обязан регистрироваться в случае, если посетил Российскую Федерацию для осуществления работы вахтовым способом.

Ст 22

Ч 9 ст 22 была изменена. В ней говорится о том, что фиксировать информацию о проживании иностранных гостей или лиц без гражданства обязано учреждение, в котором пребывает конкретное лицо. После фиксации подобных данных, уполномоченный сотрудник обязан передать их в орган миграционного учета.

Ч 10 ст 22 была изменена. В ней говорится о том, что если лицо из-за рубежа прибыло в гостиницу или другое учреждение, уполномоченное лицо обязано зафиксировать данные о времени прибытии и уведомить об этом орган миграционного учета. Для этого может быть использовано средство связи в соответствии с требованиями, которые выдвигаются Правительством РФ.

Ст 23

Ч 3 ст 23 была изменена. Если лицо с иностранным гражданством выезжает из гостиницы или другого учреждения, администрация должна в течение суток уведомить об этом орган миграционного учета.

Ч 4 ст 23 была изменена. Если гражданин с иностранным местом жительства снимается с учета из отеля или другого учреждения, администрация обязана уведомить об этом орган миграционного учета. Могут быть использованы современные средства связи в порядке, установленным правительством Российской Федерации.

Вам будет интересно: ФЗ 103 с последними изменениями на 2021 год.

Ниже рассмотрены основные статьи ФЗ 109:

Ст 5

В статье 5 описываются права и интересы человека при миграционной фиксации. Жители из-за рубежа могут свободно передвигаться на территории РФ. Они имеют право останавливаться для временного пребывания в любом населенном пункте и несут аналогичные обязанности с гражданами Российской Федерации. Исключением являются случаи, которые устанавливаются международными договорами РФ.

Порядок регистрации осуществляется:

  • На таможенной территории;
  • На территории военного городка;
  • На территориях, где для места пребывания требуется специальное разрешение;
  • В зонах с высоким риском заболевания инфекций;
  • В военный период.

Действия государственных органов в случае их неправомерности могут быть обжалованы в суде или других вышестоящих органах.

Ст 15

В статье 15 описываются причины, которые обязывают жителя из-за рубежа регистрироваться на территории Российской Федерации. Причиной для регистрации является право находиться и пользоваться конкретной недвижимостью, которая расположена в одном из субъектов РФ. Чтобы установить такое право, нужно сослаться на жилищное законодательство РФ.

Регистрация иностранного гражданина включает в себя запись об информации в виде адреса недвижимости иностранного гражданина. Дополнительно сведения фиксируются в миграционном учете.

Ст 17

В статье 17 определяются виды и количество документов, которые потребуются при регистрации иностранного гражданина на территории РФ.

Документы:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
  • Решение о временном проживании или документ «вид на жительство»;
  • Официальное разрешение, подтверждающее, что гражданин вправе пользоваться недвижимым имуществом.

Иностранный гражданин может не предъявлять документ о праве пользования конкретным недвижимым имуществом, если ранее он предоставлял этот документ в муниципальное учреждение. В этом случае орган миграционного учета самостоятельно запрашивает подобные документы.

Что такое трудовая миграция?

Трудовая миграция — это разновидность миграции, которая связана с перемещением населения с целью нахождения достойного рабочего места. Трудовые миграции бывают двух видов:

  • Временные;
  • Постоянные.

Трудовые миграции на постоянной основе — это вид перемещения, когда граждане хотят закрепиться в другой стране навсегда. Не имеет значения, с использованием каких документов они будут проживать в другой стране — вид на жительство или получение гражданства.

Временные трудовые миграции. Включают такие области деятельности, как:

  • Рыбалка в виде трудовой занятости;
  • Строительство;
  • Предоставление услуг;
  • Сбор урожая и др.

На территории Российской Федерации широко используется временная трудовая миграция.

Новый закон о миграционном учёте

Новый закон о миграционном учёте

Новый закон 182-ФЗ вступил в силу 07.09.2020 года. Он значительно упрощает порядок ведения миграционного учета. Значительные трудности для многих граждан составляли правила регистрации по месту жительства. Новые нормы закона позволяют выступать принимающей стороной и регистрировать мигрантов на собственной жилой площади всем иностранным гражданам, имеющим свидетельство владения данным помещением.

Изменения коснулись также жителей ближнего зарубежья, участвующих в государственной программе добровольного переселения соотечественников. Теперь эти категории граждан, а также члены их семей могут не становиться на миграционный учет в течении одного месяца.

Законом предусмотрено новое правило – иностранные граждане должны уведомлять органы миграционного учета о нахождении за границей России. Делать это следует самостоятельно.

Еще одно нововведение должно способствовать избежание очередей: теперь встать или сняться с регистрации можно удаленно. Заявление можно подать с помощью информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг», через сервисные многофункциональные центры.

Важно! При подаче заявления в электронном виде, подтверждением постановки на учет является распечатанная отрывная часть бланка, которая подписывается электронной подписью ответственного сотрудника органов миграционного учета.

Срок, который дается на регистрацию, по-прежнему составляет 7 рабочих дней для всех иностранных граждан, кроме участников программы переселения.

Фз 109 о миграционном учете с изменениями — 2021, иностранных граждан, ст. 16

В нынешнее время в РФ миграционный учет репатриантов и апатридов выступает в качестве формы госрегулирования процессов в сфере миграции, который направляется на исполнение гарантий прав лиц, законно находящихся на российской земле.

Безусловно, в нашем государстве является действительным закон, регулирующий данные отношения, и в его качестве выступает Фз 109 о миграционном учете с изменениями 2021 года. Рассмотрим этот нормативный документ.

Основные понятия

За базовые термины закона отвечает вторая статья документа.

Согласно ее положениям, стоит выделить следующие главные понятия:

  1. Учет по миграции. Это госдеятельность по систематизации и фиксации данных об апатридах и репатриантах, а также о всевозможных перемещениях перечисленных лиц.
  2. Органы учета. Так называется орган исполнительной власти, который занимается осуществлением правоприменительных функций, и, помимо этого, контроля, надзора, и при этом занимается оказанием госуслуг в миграционной области.
  3. Место проживания – это жилая площадь, в которой репатриант или апатрид зарегистрирован по законодательному порядку.
  4. Место пребывания – жилплощадь, которая не выступает в роли места жительства.
  5. Процедура регистрации согласно месту проживания – фиксация уполномоченными структурами данных о пребывании репатрианта в некотором месте пребывания.
  6. Фиктивная регистрация – прописка лица согласно месту жительства по предоставлению определенных подложных документов или неверных данных.

Фз 109 о миграционном учете с изменениями 2021 года

При подробном разборе самой сути данного закона, то он отражает те факты, которые повествуют о проведении миграционного учета иностранцев и апатридов в целом, а также описывает деятельность и характеристики тех органов, которые занимаются осуществлением контрольных мер по данному вопросу.

Опираясь на положения этого документа, миграционный учет проводится для достижения следующих целей:

  1. Чтобы создать определенные условия, чтобы россияне реализовывали свои свободы вместе с правами и исполняли все те обязанности, которые являются на них возложенными по текущему законодательству.
  2. Для реализации определенного формата государственной политики в области миграции.
  3. Для формирования достоверной, актуальной и оперативной информации о факте перемещения иностранцев. Эти сведения требуются для того, чтобы спрогнозировать последствия данных передвижений и ведения наблюдения в рассматриваемой сфере.
  4. Чтобы заниматься регулировкой случаев кризисного типа.
  5. Планирования усовершенствования российской территории.
  6. Чтобы защищать конституционные основы и интересы гражданских лиц.
  7. Систематизации всей информации о репатриантах, которые пребывают в пределах нашего государства, а также об их перемещениях.
  8. Решения прочих задач.

В целом, миграционный учет должен быть основан на таких принципах, как:

  1. Свобода передвижения иностранцев.
  2. Защита государственными силами прав иностранцев на свободу перемещения и выбора места для пребывания или проживания в стране.
  3. Совокупность интересов общества, а также государства в целом и личности.
  4. Доступность исполнения действий, которые нужны для фактического осуществления учета в миграционной сфере.
  5. Обеспечение нацбезопасности РФ и защита прочих национальных российских интересов.
  6. Унифицирование миграционных положений.

Органы миграционного учета

На данный момент времени в качестве органов миграционного учета выступают всего два государственных учреждения. Это федеральная миграционная служба, и подразделения ГУВМ МВД.

Что касается первой организации, то официально она является упраздненной с 2021 года. Тем не менее, данная служба продолжает функционировать и по сей день, и окончательно она будет расформирована только по наступлению 2021 года.

Это значит, что в нынешнее время апатриды и иностранцы имеют возможность воспользоваться услугами этого учреждения для того, чтобы решить собственные вопросы, которые касаются миграционной сферы.

Ведомство ГУВМ МВД в данный момент является основной государственной организацией, которая занимается решением различного характера миграционных вопросов и проблем.

Подразделения этого государственного ведомства в нынешнее время находятся во всех российских регионах, поэтому, у иностранцев и у самих российских граждан нет абсолютно никаких проблем по решению миграционных вопросов.

Регистрация по месту жительства

Данная процедура должна проводиться посредством работы сотрудника любого из представленных выше контролирующего органа.

Для оформления подобного типа регистрации каждое лицо без гражданства или иностранец должно иметь следующие документы:

  1. РВП или ВНЖ.
  2. Внутренний паспорт.
  3. Фотографии.
  4. Заграничный паспорт.
  5. Квитанцию об оплате пошлины.

В целом, данная регистрация хоть и является постоянной, однако она будет иметь подобный правовой статус до того момента, пока иностранец не получит ПМЖ или гражданство РФ.

После этого человеку нужно будет проставлять обновленную регистрацию, даже если он не менял место собственного проживания.

Учет по месту пребывания

Когда следует более подробно рассматривать регистрацию согласно месту пребывания, то здесь важно отметить тот факт, что такая прописка для апатридов и репатриантов обязательно будет носить временный характер.

При этом ее срок действия будет составлять от 3 месяцев до 1 года. Все будет зависеть от того основания, по которым регистрируется иностранец, а также согласно миграционной политике региона, в котором будет производиться регистрация.

При этом документы, которые будут потребованы сотрудниками МС для того, чтобы репатриант был зарегистрирован, мало чем будут отличаться от того перечня, который будет необходим при проведении регистрации постоянного типа.

В соответствии с этим, каждый человек должен обращать внимание на то, чтобы комплект данных документов был полон, а также на то, чтобы заявление на прописку было установлено строго в соответствии со всеми установленными нормами.

Ответственность за нарушение

Что касается той ответственности, которая наступает для апатридов и репатриантов за нарушения миграционных правил, то ее положения описаны в ст.24 данного закона.

По сведениям из этой статьи стоит отметить, что те лица, которые выступают в качестве виновных по нарушениям законодательства об учете в сфере миграции, должны обязательно нести ответственность, которая регламентируется по настоящему законодательству.

При этом обязательно стоит учитывать, что иностранцы, которые не были поставлены на учет согласно месту пребывания, не могут подвергаться ответственности. Исключением будут являться ситуации, когда на иностранца была возложена обязанность по сообщению о собственном местонахождении.

Заключительное положение

В данном разделе рассматриваемого закона говорится о том, каким образом будет применяться закон к тем правоотношениям, которые возникали до его фактического вступления в силу (ст.25).

Иностранцы, которые имеют регистрацию согласно месту пребывания на момент вступления в силу закона являются зарегистрированными по миграционному учету до того момента, пока не истечет срок, установленный законодательством, либо же до истечения визы.

Важно иметь в виду, что постановке на подобный миграционный учет иностранцы подвергаются при ситуации, когда изменится место пребывания.

Репатрианты, которые имеют РВП и регистрацию согласно временному проживанию могут использовать право регистрироваться на день вступления закона пока действительным является срок РВП по месту жительства, если соблюдается установленный законом порядок.

Самой последней строкой в данном рассматриваемом федеральном законе отражается информация относительно сроков вступления по факту закона в силу.

Соответственно, датой вступления является 17.01.2017 г. Таким образом, в настоящий момент времени закон является действительным.

Закон про запрет на въезд в РФ иностранным гражданам. Узнайте тут.

С чего начать иммиграцию в Австралию из России? Подробнее тут.

В целом, изменения в данном законе затронули большинство самых актуальных проблем для иностранцев – оформления регистрации любого типа и характера.

Если апатриды и репатрианты будут обращаться к положениям данного закона для того, чтобы понять природу регистрации в РФ в целом, то им будет намного проще совершить данную процедуру.

Приказ МВД РФ № 856 «Об утверждении Административного регламента по миграционному учёту»

Приказ №856 (10.12.2020г.) определил порядок предоставления государственных услуг по вопросам миграции, постановки на миграционный учет иностранных граждан, лиц, не имеющих гражданства. Приказом утверждены новые формы заявления уведомления о прибытии:

Требования к заполнению остались те же: все графы должны быть заполнены четким, разборчивым почерком. Нижняя, отрывная часть заполняется ответственным сотрудником. Регистрация считается действительной только при наличии подписи и печатей, а также отметки о том, что принимающая сторона подтверждает свое согласие на регистрацию и то, что иностранный гражданин выполнил все предусмотренные законодательством действия, которые необходимы для постановки на учет.

Важно! Давно известная истина «незнание закона не освобождает от ответственности» все так же актуальна. Советуем мигрантам следить за изменениями правил.

Органы миграционного учета

Существуют органы власти, уполномоченные на постоянной основе производить учет иммигрантов на территории нашего государства. Так же имеются дополнительные органы власти, которые оказывают посильную помощь в рамках своей компетенции.

У основного исполнительного органа имеются следующие полномочия:

  • Контроль за соблюдением правил получения регистрации иммигрантами, а также заинтересованными лицами;
  • Оказание посильной помощи в координации действий другими органами власти;
  • Своевременная корректировка информации в существующих базах банных, а так же предоставление достоверной информации в смешные ведомства.

В случае если дело касается территориального органа власти, осуществляющего учет иммигрантов, то из возможности имеют следующий характер:

  • Проставление отметки в документах иммигрантов;
  • Передача информации о собранных статистических данных;
  • Оформление регистрации прибывшим иммигрантам;
  • Предоставление документов в суд об отмене регистрации;
  • Предоставление данных об иностранных гражданах в налоговую инспекцию;
  • Контроль соблюдение российского законодательства лицами без гражданства;
  • Внесение сведений о регистрации и постановки на учет по месту прибытия в базу данных.

Также осуществлять учет иностранных граждан могут следующие исполнительные органы:

  • Главы дипломатических представительств или консульств, а также сотрудники данных организаций;
  • Должностные лица министерства внутренних дел;
  • Федеральные органы исполнительной власти.

Смотрите, как получить трудовой патент на работу для иностранных граждан. Миграция в Австралию из России, какие требования? Ответ здесь.

Бланки и образцы заявлений

Бланк заявления иностранного гражданина о регистрации по месту жительства (257 Загрузок) Бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (537 Загрузок) Заявление о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства (16 Загрузок) Бланк уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания (117 Загрузок)

Образец заявления иностранного гражданина о регистрации по месту жительства (1660 Загрузок) Образец уведомления о прибытии иностранного гражданина (192 Загрузки) Образец уведомления о прибытии (принимающая сторона физ. лицо) (Одна Загрузка) Образец уведомления о прибытии (принимающая сторона юр. лицо) (62 Загрузки) Образец уведомления о прибытии (принимающая сторона иностранного гражданина) (110 Загрузок) Образец заполнения заявления о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства (19 Загрузок) Образец заполнения уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания (80 Загрузок)

Какие изменения принес с собой COVID-19?

Какие изменения принес с собой COVID-19?

Пандемия не могла не отразиться на мигрантах. Многие люди попали в ситуацию, когда действие регистрации заканчивается, а выехать в свою страну нет возможности. Система миграционного учета в Российской Федерации весьма лояльно относиться к иностранным гражданам, соблюдающим законы страны. Президентом РФ В.В. Путиным был издан Указ №791 (15.12.2020 г.).

Он должен решить проблемы мигрантов, ведь действие его направлено именно на это. Так по положениям приказа приостанавливается срок действия ранее выданных документов: виз, миграционных карт (с обязательной регистрацией), разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника программы переселения, документы беженцев и пр.

Срок действие этих документов продлен до 15.06.2021 года. Также отменены штрафные санкции по отношению к тем лицам, что нарушили допустимые сроки выезда из страны.

Регистрация по месту жительства

Гражданин, который обладает правом на постоянное или временное проживания на территории РФ, обязан зарегистрироваться по адресу присутствия. Если у лица без гражданства имеются права на пользование жилплощадью, то он обязан там оформить постоянную или временную прописку.

Информация должна быть зарегистрирована в виде на жительство или в разрешении на временное проживание.

Процесс регистрации довольно прост: заявление подается в местные органы миграционного учета по территориальной принадлежности адреса квартиры.

Потребуется следующий пакет документов:

  • Документы, которые подтверждают права гражданина на пользование имеющейся жилплощади;
  • Документы, удостоверяющие личность;
  • Документ, подтверждающий право временного пребывания на территории Российской Федерации;

Основанием снятия иностранного гражданина может послужить:

  • Уход из жизни;
  • Установление факта фиктивной регистрации;
  • Прекращение действия документов, подтверждающих право на временное пребывание;
  • Аннулирование прав на пользование жилплощадью.

Информация должна быть внесена в соответствующие документы иностранного гражданина.

С какой целью ведется миграционный учет?

С какой целью ведется миграционный учет?

Государство обязано заботиться о своих гражданах, а также о лицах, временно проживающих на ее территории. Учет прибывших в страну иностранцев осуществляют для того, чтобы:

  • иметь возможность создавать должные условия, которые позволят реализовать права и свободы иностранных граждан;
  • проводить проверки по исполнению мигрантами обязанностей, которые они получают вместе с правами;
  • иметь основания для разработки, а в дальнейшем и успешной реализации политики государства в миграционной сфере;
  • вести статистическое наблюдение;
  • принимать эффективное управление в случае возникновения ЧС;
  • с целью дальнейшего планирования развития регионов РФ.

Несоблюдение вышеперечисленных законов и постановлений может привести к привлечению к административной ответственности.
МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ГРАЖДАН. Закон вступил в силу! 7.09.2020 Мигранты. Миграционный юрист. адвокат.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]